Нижний Новгород для туристов-Nizhny Novgorod for tourists

 

Dear guests of Nizhny Novgorod!

 

We're happy to introduce you an old and beautiful Russian city – Nizhny Novgorod, which was founded in 1221 at the confluence of the two great rivers – the Volga and the Oka.
Till the beginning of XX century Nizhny Novgorod used to be called “the pocket of Russia”, due to the well known Trade Fair that gathered merchants from Europe and Asia.
In Soviet times our city was famous for the “Volga” cars, “MIG” planes and hydrofoil ships. At that time it was renamed after a famous Russian writer Maxim Gorky.
The modern city combines the traditions of merchants and the industrial progress. With its scientific, industrial, cultural and educational potential Nizhny Novgorod is recognized as the capital of the Volga Federal District. Here you can enjoy comfortable conditions for business and investment.
Visit our city and open “a Nizhny of your own”! It’s worth seeing boundless trans-Volga territories from the river embankment, walking across the main street Bolshaya Pokrovskaya, exploring the old Kremlin, visiting the outstanding Nizhny Novgorod Trade Fair. We’re sure you will fall in love with this wonderful city!
 
Welcome to Nizhny Novgorod!

HISTORY.

 

Nizhny Novgorod was founded by Prince Yuri Vsevolodovich in 1221 to defend the Russian frontiers from the Mordvins, Maris and Tatars. The City got its name "Nizhny" because of its location on the lower" lands comparing with Novgorod the Great or with the so called "Old Little Town" that was situated four versts up the Oka, the record of which could be found in literature till the beginning of the 17th century.
The first wood-ground fortress had an extremely favorable military and strategic position - a mountain rising above the confluence of the Volga and the Oka, which was perfectly protected by a deep moat from one side and the steep crumble cliffs of the river bank from the other side. During the first years there were two white-stone cathedrals built in the Kremlin - it testified to the fact that the town claimed to a particular role in the lands of Vladimir-Susdal.
Thre is not much information about Nizhny Novgorod of the 13th century. It is known that the city revived very quickly after the devastation. There was established a "veche republic", such as in Novgorod the Great.
The location of the city determined its future. After the Mongol-Tatar yoke Nizhny Novgorod was constantly mentioned in Russian chronicles; it became a strong political and economical centre of North-Eastern Russia remaining at the same time a spiritual pillar of the Orthodoxy in the Volga region. At that time it frequently became a conflict object in the power division struggle between the gaining force Moscow and Tver. There were times when Nizhny Novgorod was the capital of the Grand Duchy, which existed more than half a century (1341-1392) and was not inferior to Moscow and Tver in striving for domineering Russia. Seventeen times in its history the city was attacked by enemies, not once it was razed to the ground, but it revived again and again.
Since the end of the 15th century Nizhny Novgorod was an unfailing stronghold of Moscow in fighting for the Great River Way. At this time a new stone-walled Kremlin was erected, later it was recognized as an outstanding construction of the Russian fortification art. In the summer of 1509 a foreign architect Peter Fryazin arrived and on the 1st of September he laid the corner stone of the Kremlin wall and the Dmitrovskaya tower. The analysis of the architecture and the construction peculiarities of the Nizhny Novgorod Kremlin allowed its restorer S. Agafonov to come to the conclusion that the fortress had been made by Russian workmen. The total perimeter of the Kremlin walls contains 13 towers (Dmitrievskaya, Porokhovaya, Georgievskaya, Borisoglebskaya, Zachatievskaya (the latter two are partly destroyed), Belaya, Chasovaya, Ivanovskaya, Severnaya, Tainitskaya, Koromyslova, Nikolskaya, Kladovaya), there was a detached strelnitsa (a special tower for shooting) which was connected with the Dmitrievsky gate by a stone arch-bridge, built across the 30-meter deep ditch, which is destroyed nowadays.
In 1612 from the walls of the Kremlin the volunteer corps leading by Kozma Minin and Dmitry Pozharsky took the field to fight the Polish-Lithuanian invaders. History still keeps the patriotic appeal of Kozma Minin to his fellow countrymen: "Oh, Brothers and Friends, all Folk of Nizhny! What can we do, when Moscow state is in great devastation? Let us call all brave men of Nizhny and the reliable noblemen of the Smolensk City, who are not far from us now, in the Arzamas region." The citizens of Nizhny Novgorod supported the appeal with a single heart. The self-sacrifice and the feat of arms of the Nizhny Novgorod levies liberated Russia from the foreign interventionists.
After the Smuta the Volga Region received the possibility to develop agriculture, industry, trade and culture. At that time the Nizhny Novgorod land determined the level of commercial and industrial development of the country. The biggest in the country the Makariev fair was there. The Old Belief movement started to form, leader-ideologists and irreconcilable adversaries of which (patriarch Nikon, Metropolitan Riazanski and Muromski Illarion) were citizens of Nizhny Novgorod. In 1672 the Metropolia was set up.
After Kazan and Astrakhan were conquered (in 1552) by Ivan the Terrible, Nizhny Novgorod became the center of the most significant trade route berween the Russian States and the West. In the XVII century Nizhny Novgorod was the center of boats caravans mass forming and hiring hundreds of workers. Salt, fish and oriental goods from boats arriving from Astrakhan were transfered to smaller boats going up to the Upper Volga and Oka. At that time Nizhny Novgorod became the center of shipbuilding. Crafts were very developed in the city: in 1662 citizens mastered 119 craft professions.
On the 28th of May, 1722 during the Persian wars Peter the Great arrived to Nizhny Novgorod. On the 30th of May he celebrated here his fiftieth anniversary.
In the XVIII century Nizhny Novgorod became an administrative center. From 1714 it became the principal city of the province, from 1779 till 1796 a center of included provinces Viatskaya, Kostromskay, Penzenskaya and Alatirskaya. The transformation of Nizhny Novgorod into the capital of the big Russian region favored to development of education, industry, trade, medicine, culture, sciences and townplanning. At that time a private hospital and pharmacy were opened, public private theaters began to work (the Drama Theatre, the oldest theatre in Nizhny Novgorod, was founded in 1798 by Prince Shekhovskoy). In 1786 a four-class secular principal school was opened in Nizhny Novgorod. In 1792 a provincial printing-house was set up.
On the boundary of XVIII and XIX centuries Nizhny Novgorod developed its cultural and scientific life. The genius inventor Ivan Kulibin lived and worked there. Nizhny Novgorod is proud for its outstanding citizens such as  the matematician N.I. Lobatchevsky, the scientist Damaskin, the eminent teacher I.I. Kugelev, the historian N. Ilyinsky, the writer-traveller V. Baranchtchikov and others.
At the beginning of the XIXth century the citizens of Nizhny Novgorod took an active part in the Patriotic War. The local volunteer corps took part in the march of Russian troops till the absolute victory over Napoleon and were disbanded towards 1815.
Many of the Decemberists were connected with Nizhny Novgorod: M.P. Bestuzhev-Rumin, Alexandre and Nikolas Kryukov, S.P. Trubetskoy, Annenkov, N.V. Sheremetiev, V.I. Belavin, Ph.P. Shakhovskoy, A.N. Muravyov. The first who expressed the utopian ideas of the Decemberist movement was also a citizen of Nizhny Novgorod - a musicologist and musician Ulybyshev.
In 1816 a recently built fair in Makariev was burnt down. The All-Russia trade fair was transferred to the Oka and Volga's on the outskirts of Nizhny Novgorod. The Fair  completely changed the look and lifestyle of the city. Under the leadership of A.A. Betankur a large complex of fair was erected.
That largely contributed to the trade significance of the city and made it the third largest city of Russia. The fair played a great role not only in the history of Russian trade and establishment of the Russian market, but it was one of the largest fairs in the world.
In the 1830-1840s the most significant architecture changes took place. Different public buildings and private trade houses of that time remain the principal architectural background of the historical reconstruction of the city.
On September 2-3, 1833 A.S.Pushkin visited Nizhny Novgorod on his way to the Orenburg region. He vizited the Kremlin twice, crossed the trading Rozhdestvenskaya street, strolled on the territory of the famous Makariev fair. The impressions from the observed sights the poet expressed in one of the chapters of "Eugine Onegin".
In the middle of the 19th century the cultural centres of the city traditionally were the mansions of such outstanding citizens as: V.I.Dal, A.D.Ulybyshev, A.S.Gatsisky. V.G.Korolenko, F.I.Shalyapin and others, who were not born in Nizhny Novgorod, but were known for their work. The city was always famous for its musical preferences, and established in 1870 a musical college was one of the first in Russian province. The first provincial art exhibition was held in Nizhny Novgorod in 1886. Moreover the founding fathers of the Russian art and publicistic photography A.O.Karelin and M.P.Dmitriev lived and worked in Nizhny Novgorod.
The preparation and organization of the All-Russia Fair of art and industry in Nizhny in 1896 gave an important impetus to further development of the Nizhny Novgorod culture: the building of the city theatre was erected in Bolshaya Pokrovkaya street.
In the Dmitriev tower of the Kremlin historical and art expositions were opened, Soon they became the modern Nizhny Novgorod Museum of Art and the museum of history and architecture.  A significant number of valuable memorials appeared in the city at the end of the XIXth century.
In 1883 a Russian merchant N.A.Bugrov offered to the authorities to build up for the mendicants a building in front of the Krestovozdvizhensky monastery.
In 1897 the Duma determined to build up on the Blagoveshenskaya square (actual Minin square) an administrative building. The fronts were decorated in the "Ancient Russia" style. In 1903-1904 under the control of the architect N.M.Veshnyakov reconstruction of the interior rooms was carried out. Speaking about the period of the beginning of the XXth century the interior rooms of the building remain extremely valuable as an object of art. The building represents a mixture of architecture of the Kremlin and variedly styled houses of the adjoining district of the city.
One of the brightest examples of constructions in a neoRussian style is a House of the State Bank built under the project of Vladimir A.Pokrovsky in 1913. In the whole the architecture of the building has no precedents in the history of Russian architecture and is to be considered as a product of artistic fantasy of the project's author. Semicircular towers, a projection at the north front are associated with a defense construction like a fortress or a castle, and the principal square of the building - with gigantic boyars' chambers. The unique interior paintings are made by P.P.Pahkov and N.P.Pashkov.
Since the beginning of the 1930s the city was named after a proletarian writer A.M.Gorky. A stage of the active industrial growth of the city began after the revolution.
The Gorky Automobile Plant was built in 17 months and began to work since January, 1 1932. The lorries GAZ-AA, private cars GAZ-A, M-1 appeared on the roads of the country, and after the First World War - appeared GAZ-51, GAZ-63, GAZ-66, "Pobeda", "Volga".
Almost simultaneously with the construction of the Automobile plant in Gorky there was  launched the construction of other industrial enterprises such as the Plant of cutter machines. After the Civil war the Sormovsky Plant founded in 1849 as a ship building enterprise significantly increased its production. Beyond steam locomotives, wagons the plant began to produce river and sea ships, diesels of high performance. In the 1950s the constructors of Sormovo headed by P.E.Alekseev made totally new type of river and sea vessels - "Raketa" and "Meteor".

CULTURE.

Nizhny Novgorod is one of the biggest historic, cultural and scientific centers of Russia. There are more than 600 unique historic, architectural and cultural monuments in the city. There are about 200 culture and art institutions of regional and municipal subordination in Nizhny Novgorod.
Among these institutions there are 10 theatres, 5 concert halls, 97 libraries (with branches), 14 cinemas (among them - 3 cinemas for children), 25 institutions of children optional education, 8 museums (with branches - 16), 7 parks, 4 specialized secondary educational institutions (Nizhny Novgorod Balakirev musical school of have been functioning for 130 years, Nizhny Novgorod choral singing school – opened on the basis of the boys choir in 1946, Nizhny Novgorod drama school – established at the close of XIX century, Nizhny Novgorod artistic school – opened 80 years ago), Nizhny Novgorod Glinka state concervatory – inaugurated in 1946, Nizhny Novgorod Academic Philharmonic society – year of 1937, 18 club-houses, children’s health-improving camp “Zelyony Gorod”.
International Sakharov arts festival, All-Russian Pushkin opera and ballet festival “Boldino Autumn”, International festival of charitable program “New Names”, International festival of ensembles playing age-old music “High Renaissance”, Russian festival of theatrical skits “Merry Goat”, Drama festival “Golden Mask” and a great number of exhibitions and contests for children are traditionally held in the city and give rise to deep resonance in the sphere of professional art.
One of the biggest concert organizations in Russia is Nizhny Novgorod state academic philharmonic society (905 places) established in 1937. 10 festivals called “Modern Music”, the 1st world festival dedicated to Shnitke’s works, 7 International Sakharov arts festivals were held by this philharmonic society. In 2001 the latter was acknowledged the best provincial philharmonic society in Russia in contest “Window to Russia”.
Municipal groups – chamber choir “Nizhny Novgorod”, soloists ensemble “Sofia”, folk song ensemble “Ljubava”, rhythm-and-plastic company “Preobrazhenije” – performed 60 new concert programs and over 400 concerts during the last 3 years. Nizhny Novgorod district orchestra and Nizhny Novgorod Russian folk orchestra work with success as well.
Nizhny Novgorod Glinka state conservatory (inaugurated in 1946) is one of the most authoritative art and cultural centers in Russia. It is famous for its existing musical traditions and educational methods. The teaching stuff of the conservatory comes to 161 people. The conservatory graduates comprise the basis of all professional musical groups of Nizhny Novgorod and Nizhegorodsky region as well as of the teaching stuff of special educational institutions.
Art schools for children accomplish a task of common artistic education and children's primary professional orientation. 1815 teachers work and about 15000 students study in these art schools. The students take part in contests of the highest level due to their brilliant skills and knowledge. During the last two years 42 students and 8 groups became international contests laureates, 130 students and 8 groups - all-Russian and interregional contests prize-winners correspondingly. Creative groups and performers gave concerts in 11 countries and 24 cities of Russia.
Museums play a great role in preservation of historic and cultural heritage of the city. Nizhny Novgorod state historical and architectural reserve-museum was established in 1958. There are 277 thousands of units of issue in its basic reserves. Annually 90 thousand people visit this museum. As for municipal museums - Gorky museum, Dobroljubov literary and memorial museum, Sakharov museum - their visitors are 300 thousand people in number. During the last year 4800 excursions and 610 actions (exhibitions, presentations, meetings) were held in these museums.
Private galleries "Yurkovka", "Yemelya's Gallery", "2/2", wood sculpture museum "Green Twig" were opened in Nizhny Novgorod.
Cinemas "Octyabr", "Sputnik", "Kanavinsky", "Rossiya", "Matrix", "Mir" have entered into investment contracts and changed due to the reconstruction. The number of visitors doubled and made audience of 993 000 in 2002.
One of the largest regional libraries in Russia is Nizhny Novgorod Lenin state regional universal library. In 2001 the latter celebrated its 140th birthday. The library stock is 4 million issues. The library users are 53 thousand people in number. Regional libraries for children and blind people carry out a great amount of work. 655 specialists work in 60 adult and 34 children municipal libraries with the total library stock nearly 3,5 million issues. During the last year the number of readers came to 357 thousand people.
On average during the year cultural institutions of the city organize approximately 12 thousand actions for all population groups, visited by more than one million citizens of Nizhny Novgorod.

 

 

ИСТОРИЯ.

Нижний Новгород был основан в 1221 году  великим князем владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем – внуком основателя Москвы князя Юрия Долгорукого и правнуком киевского князя Владимира Мономаха. 791 год   минул с той поры, как форпостом Руси на востоке встала крепость Нижний Новеград.  Летопись сообщает кратко: «Лета 6729 (1221 год от Рождества Христова) князь великий Гюрги сын Всеволожъ заложи град на Волзе  усть Окы и нарече имя ему Новеград Нижний».

Великий князь Юрий Всеволодович, именуя новую крепость, дал имя городу и одновременно – темы для топонимических диссертаций десяткам потомков, ибо по сей день не существует единого мнения о том – почему «Нижний». Возможно, потому, что расположен был в “низовских” землях, т.е. южнее Великого Новгорода, возможно, оттого, что стоял ниже по течению Волги от древнего Городца, возможно, относительно уже существовавшего в четырех верстах вверх по Оке   “старого городка”, упоминание о котором сохранялось вплоть до начала 17 века.

169824

Первая дерево-земляная крепость заняла чрезвычайно выгодное в военно-стратегическом отношении место – господствующую над слиянием Оки с Волгой гору, прекрасно защищенную с одной стороны глубоким оврагом, с другой – со стороны Волги – крутыми обрывами-осыпями берега. В кремле были отстроены два белокаменных храма – явное подтверждение того, что город претендовал на особую роль в системе земель Владимиро- Суздальской Руси. Но монголо-татарское нашествие не обошло стороной ни город, ни его основателя. Великий князь Георгий Всеволодович, последний князь домонгольской Руси, в 1238 году одним из первых  вступил  в бой с конницей вторгшихся в пределы русских земель четырнадцати туменов Чингизидов Орды и пал в неравной битве. Несколько раз подступали к Нижнему враги и разоряли его.

Сведения о Нижнем Новгороде XIII столетия крайне скудны. Но известно, что после разгрома он быстро возродился. На короткий отрезок времени в нем была установлена “вечевая республика” по типу Новгорода Великого.

Нижний Новгород постоянно упоминается в русских летописях, укрепляясь как крупный политический и экономический центр Северо-Восточной Руси, оставаясь духовным оплотом православия в Поволжье. В это время он нередко служил объектом конфликтов при дележе сфер влияния между набиравшими силу Москвой и Тверью. Была пора, когда Нижний был назван столицей великого княжества, которое просуществовало более полустолетия (1341-1392 гг.) и не уступало Москве и Твери в стремлении главенствовать над Русью.

С конца XV века на многие десятилетия Нижний становится оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь. Угроза вражеских нападений сохранялась, и без мощной каменной крепости становилось все труднее.

В это время в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. Летом 1509 года в город прибыл зодчий-иноземец Петр Фрязин, а “сентября в 1 день заложиша Новаград Нижний и делаша стену каменную и стрельницу Дмитровскую”.

Нижегородский кремль. Коромыслова башняАнализ архитектуры и инженерных особенностей Нижегородского кремля позволил его реставратору С.Л. Агафонову сделать однозначный вывод о строительстве крепости русскими мастерами. Кремль получил тринадцать башен в общем периметре крепостных стен (Дмитриевскую, Пороховую, Георгиевскую, Борисоглебскую, Зачатьевскую, Белую, Часовую, Ивановскую, Северную, Тайницкую, Коромыслову, Никольскую, Кладовую) и четырнадцатую – отводную стрельницу, соединенную с Дмитриевскими воротами переброшенным через 30-метровый ров каменным арочным мостом (не сохранились)

От стен этого кремля зимой 1612 года выступило ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским для борьбы с польско-литовскими захватчиками.

Семнадцатый век Русь встретила смутой и голодом. В Нижегородском крае лето 1601 года выдалось исключительно сырым. После три года был неурожай. Люди «ядоша всякую траву и мертвечину и пси, и кошки..».  Хлеб вздорожал неимоверно. Царь Борис Годунов открыл голодающим государственные запасы Но хлеба на всех не хватало. Начались бунты.

По стране разнеслась весть: жив царевич Димитрий Углицкий – сын Ивана Грозного, и направляется с войсками к Москве занять трон предков. Не имея сил для открытой интервенции, польская шляхта воспользовалась услугами самозванца Лжедмитрия  I.

 После смерти царя Бориса Годунова в 1605 году  при поддержке войска Речи Посполитой и изменников – бояр самозванец двинулся на Москву. Города открывали перед ним ворота,  тысячи обманутых крестьян вливались в его войско. Боярская клика провозгласила самозванца царем Дмитрием первым.

Но уже в 1606 году самозванец был свергнут восставшим народом и бояре провозгласили царем своего ставленника Василия Шуйского.

После свержения самозванца и неудачного царствования Василия Шуйского  в 1611 году при потворстве семибоярщины Лжедмитрий второй  - «Тушинский вор» и войска польского короля  Сигизмунда заняли Москву, с севера теснили шведы. Над страной нависла опасность распада. Тушинцы в 1609 году взяли Балахну. К стенам Нижнего «подступали воровские люди». Но были разбиты нижегородцами  под командованием воевод Репнина и Алябьва.  С Алябьевым  против тушинцев ходил и Кузьма Минин.

 В том же 1611 году нижегородская посадская община избрала Кузьму Минина земским старостой. Был составлен общий приговор: «…ведать ему в посадском мире всякие дела и во всех мирских делах радеть, а нам мирским людям его, старосту, во всех людских делах слушать… »

Кузьма Минин подходил посадскому люду по всем статьям. Это был образец народного избранника. И в самых сложных обстоятельствах ярко раскрылись нравственные достоинства и деловые способности этого пламенного патриота.

В эту критическую для России пору, когда уныние, малодушие и  отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, -  Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему.  В земской избе он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером  (он пожертвовал все свои средства)   побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро     пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда "пятой     деньги", т. е. пятой части имущества,

История сохранила воззвание патриота Козьмы Минина к нижегородскому люду: “О, братие и друзи, вси нижегородскии народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велицем разорении? Призовем себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московскаго государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местех”. Нижегородцы единодушно поддержали призыв. Самопожертвованием и ратным подвигом нижегородского ополчения Россия была освобождена от иностранных интервентов.


После “смуты” Нижегородское Поволжье получило в относительно мирных условиях жизни возможность быстро развивать сельское хозяйство, промышленность, торговлю и культуру. В это время Нижегородчина во многом определяла уровень торгово-промышленного и художественного развития всей страны. Здесь складывается и действует крупнейшая в стране Макарьевская ярмарка, зарождается старообрядческое движение, вожди-идеологи которого (Аввакум Петров, Стефан Вонифантьев, Павел Коломенский) и их непримиримые противники (патриарх Никон, митрополит Рязанский и Муромский Иларион) были нижегородцами. В 1672 году в Нижнем Новгороде была учреждена митрополия.


Со взятием Иваном Грозным Казани (в 1552 г.), а затем и Астрахани Нижний Новгород сделался центром, через который шла вся торговля Русского государства с Востоком. В 17 веке Нижний Новгород был центром массовых формирований судовых караванов, найма на них сотен тысяч работных. Соль, рыба и восточные товары с приходивших с Астрахани кораблей здесь перегружались на суда меньшей осадки, поднимавшиеся далее в верховья Оки и Волги. Уже тогда Нижний Новгород стал крупным центром судостроения. В целом городе были очень развиты ремесла: в 1622 году, например, нижегородцы владели 119 ремесленно-промысловыми специальностями.

28 мая 1722 года уже во время Персидского похода в Нижний Новгород вновь прибыл Петр Первый, 30 мая он отпраздновал здесь свое пятидесятилетие.

На XVIII век приходится возвышение Нижнего Новгорода как административного центра. С 1714 года город стал губернским, а с 1779 по 1796 год - центром Нижегородского наместничества, включавшего в себя в разное время Вятскую, Костромскую, Пензенскую губернии и Алатырскую провинцию. Превращение Нижнего Новгорода в “столицу” значительного региона России благотворно сказалось на развитии всех сторон жизни города: промышленности, торговли, просвещения, медицины, культуры, наук и градостроительства. В это время в Нижнем Новгороде были открыты партикулярные больница и аптека, начали действовать публичные частные театры (театр Н.Г. Шаховского - один из старейших в стране (основан в 1798 г). В 1786 году в Нижнем Новгороде было открыто четырехклассное светское главное народное училище. В 1792 году в Нижнем Новгороде была создана губернская типография.

На рубеже 18 и 19 веков Нижний Новгород стал крупным научным и культурным центром страны. Здесь жили механик-самоучка И.П. Кулибин, математик Н.И. Лобачевский, ученый с мировым именем Дамаскин, видный педагог И.И. Кужелев, историк Н. Ильинский, писатель-путешественник В. Баранщиков и многие другие.

В начале 19 века нижегородцы приняли активное участие в Отечественной войне. Местное ополчение участвовало в заграничном походе русских войск до полной победы над Наполеоном и было расформировано лишь на исходе 1815 года.

Многие из декабристов были так или иначе связаны с Нижегородчиной: М.П. Бестужев-Рюмин, Александр и Николай Крюковы, С.П. Трубецкой, И.А. Анненков, Н.В. Шереметьев, В.И. Белавин, Ф.П. Шаховской, А.Н. Муравьев. Первым, кто в утопических образах выразил идеалы декабризма, был также нижегородец - музыковед и исполнитель А.Д. Улыбышев.

В 1816 году в Макарьеве сгорел незадолго перед тем возведенный комплекс ярмарки. После этого всероссийское торжище было перенесено на Стрелицу Оки и Волги под Нижний Новгород, что кардинально изменило облик и характер жизни города.

По проектам и под руководством инженера А.А. Бетанкура был возведен первоначальный ансамбль ярмарки.

 

5737294_xlarge
Фасад ярмарочного здания (архитекторы А.И. фон Гоген, Г.А.Трамбицкий и К.В.Трейман)

 

Тем самым торговое значение города еще больше возросло, выдвинув Нижний Новгород на положение третьего города в России.

Ярмарка просуществовала более столетия и имела исключительное значение не только в истории русской торговли и формировании всероссийского рынка, но и относилась к числу крупнейших в мире.

Главный павильон ярмарочного здания нижегородской ярмаркиНа 30-40 годы 19 века приходятся крупнейшие градостроительные преобразования города.

Возведенные многочисленные общественные здания и частные торговые дома остаются основным художественно ценным архитектурным фоном исторической застройки города.

2 и 3 сентября 1833 года, проездом в Оренбургский край для работы над темой крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, в Нижнем Новгороде останавливался А.С. Пушкин. Он дважды побывал в кремле, из конца в конец пересек торговую Рождественскую улицу, прогулялся по территории знаменитой Макарьевской ярмарки. Впечатления от посещения последней поэт перенес в соответствующую главу “Евгения Онегина”.

В середине 19 века очагами культурной жизни в городе традиционно оставались дома видных ее деятелей: В.И. Даля, А.Д. Улыбышева, А.С. Гациского. В.Г. Короленко, Ф.И. Шаляпин и другие, не будучи нижегородцами по рождению, также известны в жизни города делами своими. Город был давно известен музыкальными интересами, и открытое в Нижнем в 70-х годах XIX века музыкальное училище относится к первым в российской провинции. И первая в провинции художественная выставка была проведена в Нижнем Новгороде еще в 1886 году. И основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А.О. Карелин и М.П. Дмитриев жили и трудились в Нижнем Новгороде.

Важным толчком в развитии всех сторон нижегородской культуры стала подготовка и проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года: было построено здание городского театра на ул.Большой Покровской.

970px-Nizhny_Novgorod_Drama_Theatre_spring

Нижегородский академический театр драмы (В.А. Шретер)

В Дмитриевской башне кремля открылись историческая и художественная экспозиции, из которых выросли современные Нижегородский художественный музей и Историко-архитектурный музей-заповедник.

Градостроительное переустройство Нижнего Новгорода к открытию выставки, приезд многих видных зодчих России Л. Бенуа, А. Померанцева, И. Петрова-Ропета, инженеров В. Шухова, В. Коссова всколыхнули архитектурно-художественную жизнь города. На рубеже веков в городе появилось значительное число ценных памятников.

В 1883 г. русский купец Н.А. Бугров предложил властям выстроить для нищенствующих вдов особый дом напротив Крестовоздвижнеческого монастыря. Его проект разработал архитектор Н.А. Фредлих.     

Vdovi-doma
"Вдовий дом" (Н.А. Фредлих)

В 1897 г. Дума решила возвести на Благовещенской площади (пл.Минина) административное здание. 

В общей системе стилизовались фасады под "Древнюю Русь". В 1903- 1904 гг. под надзором архитектора Н.М. Вешнякова велась отделка интерьеров. Если говорить об эпохе начала XX в. интерьеры здания остаются в художественном отношении наиболее ценными. Своими формами здание связывает архитектуру Кремля с разностилевой застройкой прилегающих районов города.

41497
Здание Городской думы (В.П. Цейдлер)

Ярким примером сооружения в "неорусском ключе" явилось здание Государственного банка, построенное по проекту Владимира Александровича Покровского в 1913 . В целом архитектура здания не имеет аналогов в истории русского зодчества и является плодом богатого творческого воображения автора проекта. Полукруглые башни, выступ на северном фасаде ассоциируются с оборонным сооружением типа крепости или замка, а основной объем здания — с огромными боярскими палатами. Уникальная роспись интерьера выполнена П.П. и Н.П. Пашковыми

540px-NN_BolPokrovskaya_Street_08-2016_img2

Ансамбль Нижегородского отделения Государственного банка (В.А. Покровский)

 

С 1913 по 1917 год городским головой нижнего Новгорода  был избран Сироткин Дмитрий Васильевич – купец первой гильдии, крупный судопромышленник, внёсший большой вклад в развитие судоходства на Волге. При содействии Сироткина в городе была введена в строй канализация, усовершенствован водопровод, открыт университет.

В 1918 году В Нижнем Новгороде начала работу Нижегородская радиолаборатория под руководством А. Попова, сотрудник которой О. Лосев сделал одно из важнейших изобретений века - изобрел аппарат   «Кристадин» – первый детекторный радиоприемник. И 27 февраля 1919 года  впервые в стране  в  эфире вместо «морзянки» прозвучал человеческий  голос: «Алло, говорит Нижегородская радиолаборатория!». В 1921 году Нижегородское областное радио начало регулярное вещание.

В 1929 году постановлением ВЦИК был создан город Большой Нижний Новгород. В городскую черту вошли Канавино (после революции и до 1928 года этот район считался самостоятельной городской единицей) и Сормово, которое никогда не входило в состав Нижнего, а считалось пригородом, рабочим поселком. Управлять этим Большим Нижним с февраля 1929 года по середину 1930 года довелось маленькой женщине, Клавдии Андреевне Зиминой. И единственная нижегородская женщина - мэр успешно справилась с этой задачей. 

В 1930 году состоялась закладка первого камня Горьковского автозавода. Автогигант был построен за рекордно короткие сроки  - в январе 1932 года с конвейера сошел первый грузовик  ГАЗ -  АА.  Дороги наводнили легковые и грузовые автомобили отечественного производства.

1932 год оказался ботат на события: началось строительство Соцгорода - района для проживания работников автозавода. Кроме того, город, наконец, получил надёжное сообщение между правым и левым берегами Оки: был построен первый постоянный мост. И в том же году, к 40-летию творческой деятельности писателя М. Горького, Нижний Новгород был переименован в город Горький, и носил это имя до 1990 года.

В 1934 году в  Горьком, в окружении первого секретаря обкома А.Жданова, появилась идея... снести кремль, как «…памятник алчного феодализма и царского самодержавия, много веков стоящий на страже благополучия господствующих классов…». И снесли бы! Да слишком велики оказались затраты на взрывчатку.

В 1935 году в городе было завершено строительство Борского моста через Волгу, протяженностью 1 608 метров, по которому через Горький стало возможным попасть на Урал и в Сибирь.

 

В  суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. нижегородцы-горьковчане внесли достойный вклад в Победу. Военкоматы призвали 822 000 горьковчан, на фронте погиб каждый четвертый житель Горьковской области – около 350 000 человек. В октябре 1941 года, когда враг находился на подступах к Москве, в Нижнем был создан Горьковский городской комитет обороны. Комитет организовал размещение эвакуированных предприятий и специалистов военного производства  - танков «Т-34», подводных лодок «Щука» на «Красном Сормове», «БМ -13»  -  знаменитых «Катюш». Лучшие пушки ВОВ конструктора Грабина выпускались на ГМГ №92. На ГАЗе, , помимо автомашин и бронемашин,  выпускались минометы. За годы войны горьковчане поставили Красной Армии от 20% до 30% произведенных в стране основных видов вооружения, техники и снаряжения. Горький являлся подлинным арсеналом страны.

Задолго до войны Сормовский завод, основанный еще в 1849 году как судостроительный, значительно расширил свое производство. Кроме паровозов, вагонов, сормовичи стали выпускать речные и морские суда, мощные дизели. В 50-х годах сормовские конструкторы под руководством конструктора Ростислава Алексеева создали принципиально новые типы речных и морских судов “Ракета” и “Метеор”. 25 августа 1957 года совершило первый  пассажирский рейс Нижний Новгород – Казань судно на подводных крыльях «Ракета». В 2009 году выдающемуся конструктору судов на подводных крыльях и экранопланов в Сормове был открыт памятник.

29 сентября 1957 года приступило к регулярному вещанию государственное Горьковское областное телевидение.

Расположенные в городе оборонные предприятия (Красное Сормово, авиационный завод) привлекали внимание иностранных спецслужб. Как пишет А. В. Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», «в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 иностранцев из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса.» Это послужило причиной закрытия города: 4 августа 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами». Открыли город  только вначале 1990-х.

2 декабря 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР город Горький был награждён Орденом Ленина. Это нашло отражение в современном гербе города — гербовый щит с традиционным оленем обрамлён орденской лентой Ордена Ленина.

В 1985 году в Нижне Новгороде открылся метрополитен.

В конце XX века в городе начали бурно развиваться информационные технологии, открылось много коммерческих предприятий, работающих в сфере предоставления услуг мобильной связи, Интернета, разработки ПО и т.п. Нижний Новгород стал одним из крупнейших и известнейших российских центров по IT, сохраняя этот статус на протяжении нескольких лет. На территории Нижнего Новгорода и области предоставляют услуги восемь операторов сотовой телефонной связи, что является уникальным для Российской Федерации.

Современный Нижний Новгород - это 8 районов: в Нагорной части - Нижегородский, Советский, Приокский, в Заречной - Канавинский, Автозаводский, Сормовский, Московский и Ленинский.

Части города соединяются четырьмя мостами: Мызинским, Молитовским, Канавинским и Метромостом. Мызинский мост – самый дальний от центра города, Канавинский – самый ближний и самый старый. Он соединяет Нижегородскую Ярмарку, что расположена на площади Ленина, с центральными площадями Нижнего – Минина, Горького и Лядова.

Подавляющее большинство достопримечательностей и исторических памятников города сосредоточено в Нижегородском районе. Именно здесь находится исторический, культурный и образовательный центр города: большинство музеев и театров, подавляющее число ВУЗов, самые модные кафе и арт-заведения. Исторический центр города также совпадает с бизнес-центром.

На центральной площадь – Минина и Пожарского, расположена главная нижегородская достопримечательность - Кремль. От площади Минина начинается и центральная пешеходная улица – Большая Покровская. Но главная нижегородская площадь имеет еще одну примечательную особенность, одновременно являясь и центром города и его окраиной: она расположена на высоком берегу Волги, а на противоположной стороне реки начинается уже другой город – Бор.

Нижний Новгород перестал быть "третьей столицей" и "карманом Росии", зато получил звание «Столица Поволжья». Он является центром Приволжского Федерального округа и одновременно – крупнейшим его городом. Нижний - город-миллионник, пятый по численности населения в России.

В городе проживают более двадцати национальностей,  в том числе: татары, украинцы, армяне, ингерманландские финны, мордва, азербайджанцы, белорусы, российские немцы, дагестанцы, евреи, грузины, корейцы, цыгане, чеченцы, курды, ингуши, мари, ассирийцы.

Нижний Новгород сохранил красоту и величавость старинных домов, прекрасные виды, что открываются каждому с берегов Оки и Волги, и некоторую размеренность, неторопливость жизни – особенно по сравнению со столичной. Вместе с тем, на протяжении веков Нижний Новгород не превратился в провинциальное захолустье, а, напротив, стал значительным торгово-промышленным центром, одним из крупнейших и красивейших городов России.

dsc_0171

 
0_73565_6333aba9_orig

Городская Дума

Городская Дума
(вид с Благовещенской площади)

romodanovskiy

teatr_darmy

Ромодановский вокзал

Нижегородский академический театр драмы (В.А. Шретер)

aukcion-po-prodazhe-municipalnyh-akciy-nizhegorodskoy-yarmarki-ne-sostoyalsya_1

glavnyj-yarmarochnyj-dom

Нижегородская ярмарка

Нижегородская ярмарка
(снесенные здания)

pecherskiy-monastyr

 
Blagoveshenskiy-monastir

Печерский монастырь

Благовещенский монастырь

mc7ffacih8dl1hthei
dthnlowz39asxmf934

Павильон Всероссийской промышленной выставки

Благовещенская площадь

 

Туристский потенциал Нижнего Новгорода.

Нижний Новгород занимает особое место на туристском рынке России в целом и Приволжского федерального округа (ПФО), в частности. Он имеет развитую транспортную инфраструктуру (дороги, речной порт, аэропорт, ж/д вокзал и пр.), прочные и стабильно развивающиеся туристские связи с городами и областями ПФО, а также Центральной Россией: растет число маршрутов, позволяющих россиянам и зарубежным туристам посетить основные центры ПФО (Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Олу, Ульяновск, Пермь, Уфу, Саратов, Чебоксары и пр.).

Исключительно высок собственный туристский потенциал Нижнего Новгорода. В его основе лежат такие факторы, как большое количество памятников истории и культуры, многие из которых являются уникальными; красота и многообразие природных ландшафтов; сравнительно благоприятная экологическая среда; выгодное геополитическое положение.
Современный Нижний Новгород - город, в котором уникальным образом сочетаются природное величие, индустриальная мощь, богатая история и культура.


Историко-культурный потенциал г. Нижнего Новгорода включает 874 объекта:
- объекты монументального искусства
- объекты археологического наследия
- объекты религиозного назначения
- объекты ландшафтной архитектуры и исторические кладбища
- малые архитектурные формы
- остальные здания и сооружения.
 

Нижний Новгород находится на перекрестке важных автомобильных, железнодорожных, водных и авиационных транспортных магистралей.
Международный аэропорт "Нижний Новгород" обеспечивает прием и обслуживание внутрироссийских и международных авиарейсов.Нижний Новгород находится в системе Горьковской железной дороги (ГЖД), которая связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Вокзал Горький-Московский является крупнейшим пунктом приема и отправления пассажиров ГЖД.

В городе расположен центр Волжского пароходства - старейшего из пароходств России. Сегодня компания входит в четверку крупнейших судоходных компаний страны. Туристское направление в деятельности Волжского пароходства развивает дочернее предприятие пароходства, туристская фирма "Волга - Флот - Тур". Фирма работает с 1999 года. Кроме указанной фирмы организацией туристских круизных маршрутов занимаются ООО "Гама", ООО "Вояжель", ООО «Водоход» а также ряд фирм, эксплуатирующих малый флот.
 

Через Нижний Новгород проходят автомобильные трассы областного и федерального значения.Туристы из Нижегородской области прибывают по линиям регулярного автобусного сообщения. Их принимают автовокзал "Центральный", автостанции "Сенная", "Канавинская", автостанция в микрорайоне Щербинки.
 

Исторически Нижний Новгород сложился как крупнейший промышленный и научный центр России. Получили мировую известность такие предприятия нашего города, как ОАО "ГАЗ", ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "СОКОЛ", ОАО "Нижегородский машиностроительный завод", ОАО "Завод "Красное Сормово", ОАО "ГЗАС им. А.С.Попова", ОАО "НИТЕЛ", АООТ "РУМО", ОАО "Нормаль", ОАО "Гидромаш", ОАО "Красный якорь", ОАО "Волговятсквторцветмет", ОАО "Оргсинтез", ЗАО "Авиатехмас-НН", ОАО "Нижфарм", ОАО ПКО "Теплообменник", ФГУП ОКБМ им. И.И.Африкантова, ФГУП НИИС им. Ю.Е.Седакова.
 

Туристская гостиничная база Нижнего Новгорода насчитывает в настоящее время 83 предприятия вместимостью 3106 номеров на 5903 мест. По состоянию на 01.02.2012 г. Восемнадцать гостиниц имееют "звездную" классификацию: "Ибис" **, гостиничный комплекс «Нижегородский»**, «Маринс Парк Отель» ***, «Заречная»***, «Николь»***, «Гостиный дом»***, «Домик Петра»***, «Русский капитал»***, «Шато»***, «12 месяцев»***, «Троицкая»***, «Дипломат»***, «Воробей»****   "Ока" ****, "Александровский сад" **** и "Волна" ****.

Музеи и выставочные залы города

1. Болдино, музей-заповедник А.С. Пушкина, Нижегородский филиал
Адрес: Площадь Минина и Пожарского, 5
www.pushkinmuzey.ru

2. Геологический музей
Адрес: ул. Ванеева, 18
www.volgageo.nn.ru

3. Государственный литературно-мемореальный музей Н.А. Добролюбова
Адрес: Лыкова Дамба, 2а
www.dobrolyubov-museum.ru

4. Государственный музей А.М. Горького
Адрес: ул. Семашко, 19
www.museum.nnov.ru/danco/

5. Государственный Русский музей фотографии
Адрес: Ул. Пискунова, 9а
www.fotomuseum.nnov.ru

6. Дмитриевская башня, музей
Адрес: Кремль, 6а

7. Дом Сироткина, Нижегородский Государственный художественный музей
Адрес: ул.Верхневолжская набережная, 3
www.artmuseumnn.ru

8. Дом военного губернатора, Нижегородский Государственный художественный музей
Адрес: Кремль, 3 корпус
www.artmuseumnn.ru

9. Домик Каширина, филиал Государственного музея А.М. Горького
Адрес: Почтовый съезд, 21
www.museum.nnov.ru/danco

10. Зоологический музей, ННГУ, Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачвского
Адрес: просп. Гагарина, 23
www.museum.nnov.ru/unn

11. Ивановская башня, музей
Адрес: Кремль, 2б

12. История средневековых наказаний
Адрес: Ул. Б.Покровская, 53

13. Королевство кривых зеркал, детский музейный центр
Адрес: ул. Б. Покровская, 8
www.korolevstvo-krivyh-zerkal.narod2.ru

14. Литературный музей А.М. Горького
Адрес: ул. Минина, 26
www.museum.nnov.ru/danco

15. Музей археологии и этнографии, ННГУ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Гагарина проспект, 23 к2
www.museum.nnov.ru/unn

16. Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья
Адрес: Горбатовская, 41
www.ngiamz.ru


17. Музей А.Д. Сахарова
Адрес: ул. Гагарина проспект, 214
www.museum.nnov.ru/unn

18. Музей деревянной скульптуры А.И. Новикова
Адрес: ул. Ногина, 5б

19. Музей завода им. Г.И. Петровского
Адрес: ул. Тургенева, 30

20. Музей истории авиастроительного завода Сокол
Адрес: ул. Чаадаева, 1

21. Музей истории Горьковской железной дороги, музей паровозов
Адрес: ул. Гороховецкая, 12

22. Музей истории железнодорожного узла Горький-Сортировочная
Адрес: ул. Клубная, 5

23. Музей истории завода Красное Сормово
Адрес: ул. Свободы, 1

24. Музей истории и культуры Московского района
Адрес: ул. 50 лет Победы, 25

25. Музей истории Приокского района
Адрес: Гагарина проспект, 154

26. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
Адрес: ул. Большая Покровская, 43
www.ngiamz.ru

27. Музей истории, МП Нижегородэлектротранс
Адрес: ул. Генерала Ивлиева, 1

28. Музей истории, ОАО ГАЗ
Адрес: Ленина проспект, 95

29. Музей истории, ОАО Нител
Адрес: Гагарина проспект, 37

30. Музей радиофизики, ННГУ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Гагарина проспект, 23 к 4
www.rf.unn.ru/rus/mus

31. Музей речного флота Волжской государственной Академии водного транспорта
Адрес: ул. Минина, 7 / Пискунова, 55

32. Музей русского прикладного искусства
Адрес: ул. Большая Покровская, 70

33. Музей связи
Адрес: ул. Большая Покровская, 56

34. Музейно-выставочный комплекс, ОАО Румо
Адрес: ул. Адмирала Нахимова, 13

35. Музей, Институт рукописной и старопечатной книги
Адрес: ул. Алексеевская, 4а

36. Нижегородская радиолаборатория, музей науки, ННГУ
Адрес: ул. Верхневолжская Набережная, 5
http://radiolaboratorija.ru/

37. Нижегородский музей авиации
Адрес: Стригино, Аэропорт

38. Нижегородский музей истории правоохранительных органов и вооруженных сил
Адрес: ул. Большая Покровская, 53

39. Паровозы России, музей под открытым небом
Адрес: ул. Клубная, 5

40. Покровка, 8, выставочный зал
Адрес: ул. Большая Покровская, 8

41. Усадьба Рукавишниковых, музей
Адрес: Верхневолжская Набережная, 7

42. Церковно-археологический музей Нижегородской епархии, Вознесенский Печерский мужской монастырь
Адрес: Приволжская Слобода, 1

Как приехать в Нижний Новгород?

Нижний Новгород находится в 425 км от Москвы. Вы можете добраться до Нижнего Новгорода на поезде, самолете или автобусе. Меньше времени займет путь на самолете или поезде. Автобус может задержаться из-за большой вероятности попасть в пробку.
Расписание прямых поездов:
В Нижний Новгород:
№172 Москва-Кур. - Нижний Новгород (ежедневно) 6.45 (прибытие в 10.40)
№174 Москва-Кур. - Нижний Новгород (ежедневно) 19.30 (прибытие в 23.25)
№154ск Москва-Кур. - Нижний Новгород «Буревестник» 16.45 (прибытие 21.25)
№36ф Москва-Яр. - Нижний Новгород «Нижегородец» 00.10 (прибытие 7.18)
№24ф Москва-Каз. - Нижний Новгород «Премиум» 23.49 (прибытие 6.28)
Стоимость билетов на поезд в одном направлении от 600 рублей за сидячее место.
Более подробное расписание и точные цены можно найти на сайте http://pass.rzd.ru/

Добраться до Нижнего Новгорода на самолете можно из 3 аэропортов Москвы: Шереметьево, Внуково и Домодедово. В утреннее и вечернее время рейсы выполняют крупнейшие российские авиакомпании: Аэрофлот (в 09:50, 19:35 и 23:50 аэропорт Шереметьево), ЮТэйр (в 10:10 и 22:00, аэропорт Внуково) и Сибирь (в 22:00, аэропорт Домодедово). Время в пути 55-90 минут. Стоимость билетов от 2700 рублей.

Автобусы туристического класса отходят от Курского вокзала. Время отправления: ежедневно в 8.00, 11.00, 15.00, 22.00.
Частные микроавтобусы на 20 мест отходят от станции метро «Щелковская». Время отправления: 7.30, 9.30, 12.00, 15.00, 16.30, 20.30, 21.30, 23.30.
Стоимость билетов от 500 рублей.

Памятка иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию

1. В пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации необходимо предъявить заполненную миграционную карту.
Бланки миграционной карты бесплатно выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию представителями организаций, оказывающих транспортные услуги (обслуживающим персоналом поездов дальнего следования, самолетов, морских и речных судов и т.д.).
Миграционная карта заполняется на русском языке. Допускается ее заполнение буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность. Необходимо заполнить обе части миграционной карты.
Миграционная карта имеет две части – «А» и «В». При прохождении пункта пропуска через государственную границу часть миграционной карты «А» остается у сотрудников погранично – пропускного пункта, часть «В» возвращается иностранному гражданину. На обратной стороне части «В» миграционной карты сотрудниками погранично – пропускного пункта должна быть проставлена отметка о въезде в Российскую Федерацию.
В случае порчи или утраты миграционной карты иностранный гражданин обязан в течение 3 дней заявить об этом в ближайший по месту своего нахождения территориальный орган ФМС России для получения дубликата испорченной или утерянной миграционной карты. При этом необходимо предъявить документы, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию. Дубликат миграционной карты выдается бесплатно.

2. С момента прибытия на территорию Российской Федерации иностранный гражданин в течение семи рабочих дней обязан встать в территориальном органе Федеральной миграционной службы на учет по месту пребывания.
Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование территориального органа Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и должна быть осуществлена в течение 7  рабочих дней с момента прибытия иностранного гражданина на территорию РФ. 
При этом необходимо знать, что все процедуры по постановке на миграционный учет осуществляет Принимающая сторона, самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие – либо организации и тратить время.
Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет Принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в Российскую Федерацию. Изъятие паспорта и миграционной карты не допускается.
Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает (находится) или осуществляет трудовую деятельность.
При заселении иностранного гражданина в гостиницу, Принимающей стороной является администрация гостиницы, которая в течение 1 рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина уведомляет территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина, а также выполняет все необходимые действия, связанные с постановкой на учет иностранных граждан и несет ответственность за соблюдение установленных правил пребывания.
Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребыванияДалее принимающая сторона направляет указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляет по почте. Государственная пошлина за постановку на учет по месту пребывания не взимается.
В организациях почтовой связи функционируют специальные окна, где Принимающей стороне предоставят бланк Уведомления для заполнения. Бланки Уведомления предоставляются бесплатно. За услуги по приему Уведомления в организациях почтовой связи взимается 180 рублей.
Территориальный орган Федеральной миграционной службы либо организация почтовой связи, получившие от Принимающей стороны заполненными Уведомление и указанные выше копии, проставляют в Уведомление отметки о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления Принимающей стороне. Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.
Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии в РФ при наличии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин также вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением с письменного согласия принимающей стороны.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания. Для продления срока действия визы или срока пребывания необходимо обратиться в органы миграционной службы заранее, до истечения вышеуказанного срока.
Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с действующим законодательством, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с действующим законодательством возложена на соответствующего иностранного гражданина.
Нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей, а в отдельных случаях и с выдворением за пределы Российской Федерации. При этом иностранному гражданину может быть закрыт въезд в Российской Федерации на срок до пяти лет.
Наличие ксерокопий паспорта, миграционной карты и отрывной части Уведомления при их утрате или каких-либо других непредвиденных обстоятельствах поможет доказать наличие документов и соблюдение правил миграционного учета.

Более подробную информацию, а также адреса филиалов ФМС РФ в Нижнем Новгороде Вы можете найти на сайте http://fmsnnov.ru/